CarnetTIR – один из основных документов в международных грузоперевозках автотранспортом. Каждый перевозчик называет его по-своему – Книжка МДП, ТИР, Тир-карнет. Так что не теряйтесь, когда услышите одно из этих обозначений – перед вами точно CarnetTIR. Очень простая и удобная вещь при прохождении таможни. Сегодня мы с вами попробуем разобрать все плюсы и минусы данной книжки и поймём, актуально ли её применение в России.
Вообще, процедура TIR(МДП) вводилась и разрабатывалась с целью максимально ускорить и облегчить прохождение государственных границ и таможни. В идеале – водитель просто предъявляет книжку МДП, таможенник вырывает из неё нужный лист и водитель спокойно проезжает таможню. Для таможни этот лист является гарантией того, что таможенная пошлина в обязательном порядке будет уплачена. В этом случае, ответственность перед таможней несёт IRU – Международный Союз Автомобильного Транспорта. В России же представителем данной организации является АСМАП – Ассоциация Международных Автомобильных перевозчиков. Соответственно все TIRы можно получить только через АСМАП. В эту же организацию, по окончанию перевозки, будут сдаваться и погашенные TIRы. Тут самое главное уяснить то, что ТИРы – именные и с уникальным идентификационным номером. Ни один здравомыслящий человек не одолжит вам свой личный TIR для «одной небольшой перевозки».
Но в практике, как всегда, всё гораздо сложнее. Т.к. АСМАП и IRU гарантируют выплату таможенных пошлин на сумму, не превышающую 60.000 евро, то ввоз более дорогостоящих грузов по этой книжке отпадает. Более того, с 2013 года стало весьма проблематично везти грузы по России, даже небольшие. Постановление Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации (ФТС РФ) заключало в себе информацию, по которой Тир-карнет больше не является достаточным условием обеспечения таможенных сборов. В этой связи весь процесс международных грузоперевозок, особенно импорта, стал весьма запутанным и существенно возросли расходы перевозчиков. Для успешного прохождение таможни теперь необходим дополнительный пакет документов – банковская гарантия, таможенное сопровождение или иной документ. Так же в ТИРе можно указать максимально 3 таможни назначения, но на деле ТИР принудительно закрывают на первой же российской таможне и дальше груз едет по иной таможенной процедуре. Это весьма сильно ударяет по перевозке Сборных грузов.
Как итог, ТИР в российском импорте остался необходим только для перевозки недорогих, цельных грузов при одной таможне назначения. Но в Европе ТИР – отличный способ прохождения таможни. В этой связи перевозчики решают свои проблемы весьма интересным способом. Они открывают ТИР в Европе, едут до первой российской таможни, а там у местных брокеров оформляют себе новое обеспечение.