CMR – международная товарно-транспортная накладная. Данный документ, содержащий в себе всю информацию о перевозки по праву считается важнейшим документом в международных перевозках. По факту – это доказательство того, что перевозка осуществляется по Конвенции КДПГ и того, что эта перевозка действительно возможна.
Собственно, само наименование «CMR» — аббревиатура с французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route». В русском варианте «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958-м.
Заграницей международная товарно-транспортная накладная CMR именуется по-разному: International consignment note (английский), Frachtbief (немецкий), Vrachtbrief (голландский), Fragtbrevet (датский), CMR-Fraktsedel (шведский), Lettre de voiture international (французский), Carta de porte internacional (испанский), Lettera di vettura internazionale (итальянский). Но даже если вы просто произнесёте аббревиатуру «CMR» — вас поймут на любой европейской таможне.
В 1978 году в КДПГ были включены важные изменения, касающиеся страхования и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер подлежащей возмещению суммы не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR).
Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
На самом деле – ни один из участников ВЭД, осуществляющих международную автомобильную перевозку не может обойтись без CMR. Поэтому любому перевозчику, прежде всего, необходимо полностью ознакомиться с КДПГ. Особенно учитывая тот факт, что согласно 4-й статье КДПГ CMR является фактическим договором на осуществление международной грузоперевозки. При любых разбирательствах, связанных с перевозкой груза, в первую очередь во внимание принимается CMR. Так что мы хотим разрушить миф о том, что данная «бумажка» является простой формальностью и переработкой бумаги. На самом деле данный стереотип возник исключительно из-за того, что данный документ настолько часто используется при оформлении перевозки, что его заполнение происходит уже автоматически, как со стороны отправителя и перевозчика, так и со стороны таможни.
Действительно – документ CMR является наиболее информативным из всех – туда включаются все ключевые данные инвойсов, CarnetTIR, транзитных деклараций, экспортных деклараций, сертификатов и свидетельств. Основной момент заключается в том, что все сведения в CMR должны совпадать с исходными документами и не иметь противоречий между собой. Иначе данная перевозка окажется под угрозой срыва.
Напоследок хотелось бы напомнить, что не так важно – кто заполняет CMR. Это может быть и отправитель, и экспедитор, и перевозчик. Но в силу данный документ вступает только после проставленных печатей отправителя и грузоперевозчика.